НАТАЛЬЯ

Каталог статей
Главная » Статьи » Формирование интереса к урокам ИЗО

Творческая работа

 

   « Формирование  интереса  к урокам   изобразительного искусства »

Творческая работа

учителя      изобразительного   искусства

Никоновой      Натальи     Сергеевны

МОУ  СОШ  пос. Октябрьский

Лысогорского района

Саратовской  области

                                                                                                                           

 Зарождение  искусства.

Исскусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному - потребность украсить все, что его окружало. Началось это очень давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но находилось у него время и для творчества. Он наводил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении долгого времени искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников оставляло лучшее, добавляло свое. И поскольку результаты такого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть “народным”.      Народное искусство того народа, которое вместе с ним прошло историю, отразило национальные черты. Материалом для творчества народного художника служило все; что его окружало: камень, кость, ткань. Более всего наш далекий предок любил дерево, потому что он жил в окружении леса. Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева он строил себе жилье, делал все необходимое. Тесно связанный с лесом русский человек считал его живым существом, воспевал в сказаниях и песнях. Предметы, созданные из него руками мастера, рассказывают нам, каким художник представлял мир, как умел соединить назначение вещи с ее красотой.                              Знакомясь постепенно с вещами наших предков, искусством их создателей, мы как бы заглядываем в далекий мир, узнаем о жизни и творчестве наших предков.  Различия в условиях жизни нашли свое отражение в искусстве, наложили на него свой отпечаток. В процессе развития особенности сложились в традиции, которые соединили в себе самые характерные черты. Они стали все больше и больше напоминать нам ниточку, тянущуюся из глубокой древности в наши дни. В число таких особенностей входят темы орнамента, колорит, сюжет, ритмы.

Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства.

Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание эстетическому и художественному развитию, воспитанию чувств. Искусство обладает огромной си­лой, которая воздействует на человека. Им можно лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. Программа «Изобразительное искус­ство и художественный труд» Б.М. Неменского, по которой я работаю,  нацелена на формирование оценочного суждения учащихся о жизни, себе, людях, на приобщение их к русской художественной культуре и культуре наро­дов других стран. С помощью искусства мы, школьные учителя, можем «сеять» разум­ное и доброе. Искусство не может воспи­тать человека равнодушного, слабого.

Одной из главных целей преподавания становится задача развития у учащихся ин­тереса к внутреннему миру человека, а так­же осознание своих внутренних пережива­ний. На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к пожи­лым людям, животным, об отношении к ис­кусству, т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства. На уроках ис­кусства мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые доста­лись нам от предыдущих поколений. А что­бы это произошло, нужно сформировать ус­тойчивый интерес к урокам изобразитель­ного искусства, тягу к познанию искусства и творчества.

Реализация  методических целей и задач на уроках.

Как сделать урок изобразительного искус­ства для учащихся значимым, таким же, как и «основные» уроки? Как преодолеть мне­ние некоторых педагогов, что урок изобра­зительного искусства должен занимать не второстепенное, а свое, не менее почетное, место в ряду других школьных предметов?

Прежде всего, я создаю  на уроке атмосферу взаимопонимания, до­верия, доброжелательности, так как искус­ство предполагает духовное общение уча­щихся и учителя. Менторский тон недопус­тим. Беседа должна быть душевной, прият­ной. Так же я  настраиваю  учащихся на обсуждение темы. Стараюсь научить ребят высказывать свои мысли. Некото­рые стесняются, боятся ответить непра­вильно. В этом случае я про­являю тактичность, не фиксирую внима­ние на неправильных ответах. Важно по­нять, почему они так думают. Важно на­учить их размышлять. Путем постановки вопросов постепенно подвожу их к нужно­му ответу, используя жизненный опыт, хо­тя он еще и небольшой.

На каждом уроке необходимо поддер­живать атмосферу увлеченности. Это зави­сит и от личности учителя, его живого сло­ва, умения интересно преподнести матери­ал. Необходимо овладеть драматургией учебного процесса. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множе­ство. В этом состоит творчество и мастер­ство учителя.

Очень важный момент — подготовка учителя к уроку. К каждому уроку заранее необходимо готовиться. Подобрать нагляд­ный материал; слайды, календари, репро­дукции; найти интересные сведения о жиз­ни художника (или мастера-прикладника) и его времени. Момент восприятия должен содержать интересные познавательные све­дения. Слайды нужно подбирать очень тща­тельно, их должно быть немного, но хороше­го качества. Выстраивать драматургию зри­тельного ряда следует по нарастающей. Са­мый последний слайд должен вызвать радость, удивление, эстетическое наслажде­ние, так как эстетическое переживание сти­мулирует к творчеству.    При изучении творчества художника я стараюсь  объяснить, что художник не фотограф, который только фиксирует окружающий мир. Художник в своих рабо­тах отражает мир чувств и переживаний по поводу увиденного  и делает это так, как свойственно только ему. И даже манера ис­полнения у художников разная. Часто, уви­дев хорошую работу товарища, учащиеся стараются сделать такую же. Нужно поощ­рять творческую индивидуальность.Передача творческого опыта учителя сопровождает практическую деятельность учащихся на уроке. Мы учимся  работать раз­ными художественными материалами: гелевой ручкой, гуашью,  пастелью, цветными карандашами, пластилином. Новые материалы и приемы работы вызы­вают удивление и неподдельный интерес. Художественные салоны и магазины сейчас предлагают множество новых худо­жественных материалов, как отечествен­ных, так и зарубежных. Работа с разными материалами помогает выявлять способ­ности учащихся. Я стараюсь  внушить учащимся, что все они  способны к творчеству, только одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Ра­ботая над образом, дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выра­зить свои мысли и чувства на бумаге. Например, детям очень нравиться изображать свое настроение.   Урок должен быть хорошо продуман­ным, четко организованным, рассчитанным по минутам, особенно его практическая часть, а задание соответствовать возрасту учащихся, правильно и четко сформулировано. Ни в коем случае нельзя говорить, что учащиеся должны нарисовать... Это вызы­вает негативное отношение к заданию. Луч­ше сказать: «Давайте попробуем выразить в рисунках свое отношение...» На такое пред­ложение реагируют лучше. Формулировка темы урока должна интриговать учащихся. Вместо «Сегодня будем рисовать на тему «Весна» говорю: «Сегодня мы от-правляемся в чудесное царство королевы Весны».

В конце урока  проводим  кол­лективное обсуждение работ и отмечаем са­мые удачные из них. Отметить успехи конкретных учащихся и всех похвалить за активное участие на уроке. Учащиеся по-новому видят свой рисунок, по-другому его оценивают. Их переполняет чувство гордости за свое творчество.Очень важный момент урока — работа над образом. Исходя из целей и задач урока,  продумываю, какие методы  бу­ду использовать, что лучше применить для создания художественного образа — стихи или прозу, а может быть, музыку  как метод стимулирования образного мышления. По­этическое слово, произносимое учителем на уроке, вызывает самые разнообразные ассо­циации, пробуждает чувство стремления к прекрасному. Считаю, что цель учителя не подменить изобразительное искусство поэзией, а до­биться сопереживания с поэтом, раскрыть глубину чувства и мысли, эмоциональную отзывчивость. Чтение стихов и отрывков художественных произведений создает оп­ределенный эмоциональный настрой, помо­гает учащимся  увидеть мир по-иному, развивает у них воображение, активизирует творческий процесс. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность при­роды помогает увидеть волнующую пре­лесть цветущих яблонь, зеленых лугов, бе­лоствольных березок или пережить приход весны. Возьмем, например, отрывок из сти­хотворения «Весна»:   Весна, весна! Как воздух чист,

Как ясен небосклон! Своей лазурита живой     Слепит мне очи он. Весна, весна!

Как высоко      Взревев, река несет     На торжествующем хребте Поднятый ею лед..

Всего-то несколько строк, а перед нами встает зримый образ природы. Мы слышим мощный рев реки, чувствуем свежесть ве­сеннего ветра, ощущаем глубину неба, яр­кость солнца, торжество природы. Стихи помогают учащимся передать настроение в творческой работе.

Уроки не должны проходить скучно и однообразно. В начале каждого урока стараюсь настроить учащихся на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Использую и нетрадиционные уроки, такие, как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки,  уроки-викторины, уроки-праздники, уроки-вернисажи .Для того чтобы уроки проходили интересно, можно сочинять сказ­ки, в которых действующими лицами явля­ются герои известных сказок, и от их имени вести занятия. Часто учащиеся приносят на уроки свои любимые игрушки, и они хотят, чтобы урок провела именно его игрушка. Например, на урок «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома » «пришёл» Емеля. От его име­ни  рассказываю о внутреннем убранстве крестьянской избы. Помогает в этом экскурсия в школьный музей, где ученики знакомятся со старинными предметами быта. На практической части урока учащиеся выполняют аппликацию  русской печи. В конце урока герой ска­зки благодарит их за помощь. Игры, игровые приемы помогают соз­дать на уроке момент увлеченности, а зна­чит, и устойчивого интереса к урокам изоб­разительного искусства. Такие уроки дети ждут с нетерпением.

Развитие творческого  воображения на уроках ИЗО.

Метод перевоплощения в различных ге­роев и метод одушевления различных пред­метов развивает творческое воображение. На таких занятиях учащиеся представляют себя зрителями, мастерами-художниками, героя­ми различных сказок, космонавтами. В руках у них волшебные карандаши и палочки, ко­торые разговаривают, обижаются, танцуют.

Волшебный клубочек ведет их в разные царства — царство Снегурочки, где все цвета холодные, или в царство Златовласки, где все цвета теплые, или в мрачное царство Кощея Бессмертного. Игровые приемы помогают осваивать колорит, как и чтение стихов, в ко­торых колорит уже определен. Например:  Осень желтой краской провела по лесу,   На ветвях развесив желтую завесу. Желтою метелью замела дороги,  В желтые сугробы наступают ноги. Покачала осень на прощанье веткой, Уронила наземь желтые монетки.

 Музыка — чудодейственное средство, ко­торое глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать. Да и не только их.. Представьте, что вы с удо­вольствием смотрите балет по телевизору и вдруг исчезает звук. И нет больше очарова­ния, настроения. Вы видите только технику исполнения танца, и вам становится скучно. Поэтому на уроках изобразительного искус­ства желательно использовать музыкальные фрагменты. На своих уроках для создания творческого настроения использую  отрывки  из классических произведений русских композиторов.

На одном из уроков я спросила: «Что та­кое музыка? Можно ли нарисовать музы­ку?» Ответы были противоположные. Про­читала отрывок из стихотворения:Я хочу увидеть музыку.   Я хочу услышать музыку. Что такое эта музыка?   Расскажи мне о ней. Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка. Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей.           -  «А давайте попробуем нарисовать музы­ку ветра, музыку дождя и музыку солн­ца», — предложила я. Рассказала о музыканте Э. Григе и его му­зыке. На уроке учащиеся слушали фрагмен­ты из разных по настроению музыкальных произведений, а потом рисовали музыку. Названия работ звучали красиво: «Музыка моря», «Солнечная соната», «Вальс роз», «Музыка дождя», « Музыка рассвета ».Одним из действенных средств поддер­жания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся. Выставку проводим  в конце каждой четверти как отчет о проделанной работе, а также к празднику, родительскому собранию. Очень важный момент — оформление рисунков. Работа будет смотреться маленьким шедевром, ес­ли ее оформить со вкусом. На выставке мы представляем работы всех учащихся. Обязательно награждаем  победителей грамотами или вручаем подарки.Необходимо регулярно устраивать выс­тавки детских работ, учащиеся с нетерпени­ем ждут их. А вдруг и их рисунки попадут на стенд! Выставки в нашей школе были сменными, работы висели не более двух не­дель. Около них всегда собирались не толь­ко учащиеся младших классов, но и стар­шеклассники.

Использование  ИКТ на уроках ИЗО.

Неотъемлемой частью учебного процес­са становится современная техника: телеви­зоры, компьютеры, видеоплееры, сканеры, мультимедийные установки. Вместе с тех­никой в школу  пришли  и новые пе­дагогические технологии. Применение тех­ники требует особой проработки драматур­гии урока.Используя экран, можно совершать пу­тешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитек­туры, скульптуры, изобразительного и де­коративного искусства. Соединение поэти­ческого слова, музыки, слова учителя и сов­ременной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекатель­ное зрелище. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явле­ние искусства. Многие учащиеся владеют компьютерными технологиями, а учителю изобразительного искусства это просто не­обходимо.Средств формирования устойчивого ин­тереса к урокам изобразительного искусства множество, я упомянула лишь некоторые из них. Каждый учитель может творчески отно­ситься к процессу обучения, найти свои пу­ти и методы преподавания.

Эмоциональная культура – главный определитель успеха общения.

 Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого че­ловека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нрав­ственный потенциал и эстетический вкус.

Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше и меньше встречаемся с сочувствием и готов­ностью помочь окружающим. Возникаю­щий в результате дефицит эмоционально-ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, примитив­ности жизненных ориентаций . Все это ус­тойчиво проявляет себя в отношении уча­щихся к искусству, учителю, сверстникам и, наконец, собственной личности.

Не рекламы и боевики на радио и теле­видении должны оказывать воздействие на чувства учащихся, а встречи с прекрасным: картиной, словом, природой . Эти необычайные встречи  должны заворожить детей. Работа с учащимися — процесс, кото­рый требует осторожности и деликатности. Число методов, облегчающих учащимся возможность выразить чувства с помощью рисования, бесконечно. Цель наших заня­тий независимо от используемых методов, приемов и технологий — помочь учащимся начать осознавать себя и свое существова­ние в окружающем мире. Содействие эмо­ционального развития и личностного  рос­та  учащихся –составная  часть  уроков изобразительного искусства.         Возможности детского организма ве­лики, и при правильном и адекватном воспитании и обучении проблемы, возникающие на разных этапах жизни ребенка, пос­тепенно исчезнут. Это зависит от того, насколько мы, учителя, сможем понять особенности учащихся, создать условия, в которых воспитание и обучение будут максимально использовать потенциаль­ные возможности учеников, корректиро­вать нежелательные тенденции в их раз­витии, От того, как будет происходить формирование жизненных навыков уча­щихся, зависит, станет ли их последую­щая деятельность творческой, значимой для них. Только тогда они войдут во взрослую жизнь понимающими свой внутренний мир и мир другого человека, умеющими трудиться и получать радость, т.е. людьми счастливыми.

Категория: Формирование интереса к урокам ИЗО | Добавил: natalij (30.07.2008) | Автор: Наталья
Просмотров: 21494 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.5/24 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz