Зарождение искусства.
Исскусство возникло тогда, когда у человека все больше и больше появлялась тяга к прекрасному - потребность украсить все, что его окружало. Началось это очень давно. Наш далекий предок еще жил в каменных пещерах, одевался в звериные шкуры, охотился на зверя, чтобы пропитаться, но находилось у него время и для творчества. Он наводил узоры на предметах повседневного обихода, лепил фигурки людей и животных, выбивал на скалах целые картины. На протяжении долгого времени искусство продолжало развиваться. Каждое поколение художников оставляло лучшее, добавляло свое. И поскольку результаты такого творчества принадлежат не одному человеку, а многим поколениям людей, его стали называть “народным”. Народное искусство того народа, которое вместе с ним прошло историю, отразило национальные черты. Материалом для творчества народного художника служило все; что его окружало: камень, кость, ткань. Более всего наш далекий предок любил дерево, потому что он жил в окружении леса. Лес доставлял и давал ему кров и пищу. Из дерева он строил себе жилье, делал все необходимое. Тесно связанный с лесом русский человек считал его живым существом, воспевал в сказаниях и песнях. Предметы, созданные из него руками мастера, рассказывают нам, каким художник представлял мир, как умел соединить назначение вещи с ее красотой. Знакомясь постепенно с вещами наших предков, искусством их создателей, мы как бы заглядываем в далекий мир, узнаем о жизни и творчестве наших предков. Различия в условиях жизни нашли свое отражение в искусстве, наложили на него свой отпечаток. В процессе развития особенности сложились в традиции, которые соединили в себе самые характерные черты. Они стали все больше и больше напоминать нам ниточку, тянущуюся из глубокой древности в наши дни. В число таких особенностей входят темы орнамента, колорит, сюжет, ритмы.
Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства.
Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание эстетическому и художественному развитию, воспитанию чувств. Искусство обладает огромной силой, которая воздействует на человека. Им можно лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского, по которой я работаю, нацелена на формирование оценочного суждения учащихся о жизни, себе, людях, на приобщение их к русской художественной культуре и культуре народов других стран. С помощью искусства мы, школьные учителя, можем «сеять» разумное и доброе. Искусство не может воспитать человека равнодушного, слабого.
Одной из главных целей преподавания становится задача развития у учащихся интереса к внутреннему миру человека, а также осознание своих внутренних переживаний. На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к пожилым людям, животным, об отношении к искусству, т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства. На уроках искусства мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые достались нам от предыдущих поколений. А чтобы это произошло, нужно сформировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, тягу к познанию искусства и творчества.
Реализация методических целей и задач на уроках.
Как сделать урок изобразительного искусства для учащихся значимым, таким же, как и «основные» уроки? Как преодолеть мнение некоторых педагогов, что урок изобразительного искусства должен занимать не второстепенное, а свое, не менее почетное, место в ряду других школьных предметов?
Прежде всего, я создаю на уроке атмосферу взаимопонимания, доверия, доброжелательности, так как искусство предполагает духовное общение учащихся и учителя. Менторский тон недопустим. Беседа должна быть душевной, приятной. Так же я настраиваю учащихся на обсуждение темы. Стараюсь научить ребят высказывать свои мысли. Некоторые стесняются, боятся ответить неправильно. В этом случае я проявляю тактичность, не фиксирую внимание на неправильных ответах. Важно понять, почему они так думают. Важно научить их размышлять. Путем постановки вопросов постепенно подвожу их к нужному ответу, используя жизненный опыт, хотя он еще и небольшой.
На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Необходимо овладеть драматургией учебного процесса. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество. В этом состоит творчество и мастерство учителя.
Очень важный момент — подготовка учителя к уроку. К каждому уроку заранее необходимо готовиться. Подобрать наглядный материал; слайды, календари, репродукции; найти интересные сведения о жизни художника (или мастера-прикладника) и его времени. Момент восприятия должен содержать интересные познавательные сведения. Слайды нужно подбирать очень тщательно, их должно быть немного, но хорошего качества. Выстраивать драматургию зрительного ряда следует по нарастающей. Самый последний слайд должен вызвать радость, удивление, эстетическое наслаждение, так как эстетическое переживание стимулирует к творчеству. При изучении творчества художника я стараюсь объяснить, что художник не фотограф, который только фиксирует окружающий мир. Художник в своих работах отражает мир чувств и переживаний по поводу увиденного и делает это так, как свойственно только ему. И даже манера исполнения у художников разная. Часто, увидев хорошую работу товарища, учащиеся стараются сделать такую же. Нужно поощрять творческую индивидуальность.Передача творческого опыта учителя сопровождает практическую деятельность учащихся на уроке. Мы учимся работать разными художественными материалами: гелевой ручкой, гуашью, пастелью, цветными карандашами, пластилином. Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес. Художественные салоны и магазины сейчас предлагают множество новых художественных материалов, как отечественных, так и зарубежных. Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся. Я стараюсь внушить учащимся, что все они способны к творчеству, только одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Работая над образом, дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. Например, детям очень нравиться изображать свое настроение. Урок должен быть хорошо продуманным, четко организованным, рассчитанным по минутам, особенно его практическая часть, а задание соответствовать возрасту учащихся, правильно и четко сформулировано. Ни в коем случае нельзя говорить, что учащиеся должны нарисовать... Это вызывает негативное отношение к заданию. Лучше сказать: «Давайте попробуем выразить в рисунках свое отношение...» На такое предложение реагируют лучше. Формулировка темы урока должна интриговать учащихся. Вместо «Сегодня будем рисовать на тему «Весна» говорю: «Сегодня мы от-правляемся в чудесное царство королевы Весны».
В конце урока проводим коллективное обсуждение работ и отмечаем самые удачные из них. Отметить успехи конкретных учащихся и всех похвалить за активное участие на уроке. Учащиеся по-новому видят свой рисунок, по-другому его оценивают. Их переполняет чувство гордости за свое творчество.Очень важный момент урока — работа над образом. Исходя из целей и задач урока, продумываю, какие методы буду использовать, что лучше применить для создания художественного образа — стихи или прозу, а может быть, музыку как метод стимулирования образного мышления. Поэтическое слово, произносимое учителем на уроке, вызывает самые разнообразные ассоциации, пробуждает чувство стремления к прекрасному. Считаю, что цель учителя не подменить изобразительное искусство поэзией, а добиться сопереживания с поэтом, раскрыть глубину чувства и мысли, эмоциональную отзывчивость. Чтение стихов и отрывков художественных произведений создает определенный эмоциональный настрой, помогает учащимся увидеть мир по-иному, развивает у них воображение, активизирует творческий процесс. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает увидеть волнующую прелесть цветущих яблонь, зеленых лугов, белоствольных березок или пережить приход весны. Возьмем, например, отрывок из стихотворения «Весна»: Весна, весна! Как воздух чист,
Как ясен небосклон! Своей лазурита живой Слепит мне очи он. Весна, весна!
Как высоко Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед..
Всего-то несколько строк, а перед нами встает зримый образ природы. Мы слышим мощный рев реки, чувствуем свежесть весеннего ветра, ощущаем глубину неба, яркость солнца, торжество природы. Стихи помогают учащимся передать настроение в творческой работе.
Уроки не должны проходить скучно и однообразно. В начале каждого урока стараюсь настроить учащихся на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Использую и нетрадиционные уроки, такие, как уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-викторины, уроки-праздники, уроки-вернисажи .Для того чтобы уроки проходили интересно, можно сочинять сказки, в которых действующими лицами являются герои известных сказок, и от их имени вести занятия. Часто учащиеся приносят на уроки свои любимые игрушки, и они хотят, чтобы урок провела именно его игрушка. Например, на урок «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома » «пришёл» Емеля. От его имени рассказываю о внутреннем убранстве крестьянской избы. Помогает в этом экскурсия в школьный музей, где ученики знакомятся со старинными предметами быта. На практической части урока учащиеся выполняют аппликацию русской печи. В конце урока герой сказки благодарит их за помощь. Игры, игровые приемы помогают создать на уроке момент увлеченности, а значит, и устойчивого интереса к урокам изобразительного искусства. Такие уроки дети ждут с нетерпением.
Развитие творческого воображения на уроках ИЗО.
Метод перевоплощения в различных героев и метод одушевления различных предметов развивает творческое воображение. На таких занятиях учащиеся представляют себя зрителями, мастерами-художниками, героями различных сказок, космонавтами. В руках у них волшебные карандаши и палочки, которые разговаривают, обижаются, танцуют.
Волшебный клубочек ведет их в разные царства — царство Снегурочки, где все цвета холодные, или в царство Златовласки, где все цвета теплые, или в мрачное царство Кощея Бессмертного. Игровые приемы помогают осваивать колорит, как и чтение стихов, в которых колорит уже определен. Например: Осень желтой краской провела по лесу, На ветвях развесив желтую завесу. Желтою метелью замела дороги, В желтые сугробы наступают ноги. Покачала осень на прощанье веткой, Уронила наземь желтые монетки.
Музыка — чудодейственное средство, которое глубоко проникает в душу, заставляет детей радоваться, печалиться, переживать. Да и не только их.. Представьте, что вы с удовольствием смотрите балет по телевизору и вдруг исчезает звук. И нет больше очарования, настроения. Вы видите только технику исполнения танца, и вам становится скучно. Поэтому на уроках изобразительного искусства желательно использовать музыкальные фрагменты. На своих уроках для создания творческого настроения использую отрывки из классических произведений русских композиторов.
На одном из уроков я спросила: «Что такое музыка? Можно ли нарисовать музыку?» Ответы были противоположные. Прочитала отрывок из стихотворения:Я хочу увидеть музыку. Я хочу услышать музыку. Что такое эта музыка? Расскажи мне о ней. Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка. Есть особенная музыка В тихом шелесте ветвей. - «А давайте попробуем нарисовать музыку ветра, музыку дождя и музыку солнца», — предложила я. Рассказала о музыканте Э. Григе и его музыке. На уроке учащиеся слушали фрагменты из разных по настроению музыкальных произведений, а потом рисовали музыку. Названия работ звучали красиво: «Музыка моря», «Солнечная соната», «Вальс роз», «Музыка дождя», « Музыка рассвета ».Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся. Выставку проводим в конце каждой четверти как отчет о проделанной работе, а также к празднику, родительскому собранию. Очень важный момент — оформление рисунков. Работа будет смотреться маленьким шедевром, если ее оформить со вкусом. На выставке мы представляем работы всех учащихся. Обязательно награждаем победителей грамотами или вручаем подарки.Необходимо регулярно устраивать выставки детских работ, учащиеся с нетерпением ждут их. А вдруг и их рисунки попадут на стенд! Выставки в нашей школе были сменными, работы висели не более двух недель. Около них всегда собирались не только учащиеся младших классов, но и старшеклассники.
Использование ИКТ на уроках ИЗО.
Неотъемлемой частью учебного процесса становится современная техника: телевизоры, компьютеры, видеоплееры, сканеры, мультимедийные установки. Вместе с техникой в школу пришли и новые педагогические технологии. Применение техники требует особой проработки драматургии урока.Используя экран, можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного и декоративного искусства. Соединение поэтического слова, музыки, слова учителя и современной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекательное зрелище. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явление искусства. Многие учащиеся владеют компьютерными технологиями, а учителю изобразительного искусства это просто необходимо.Средств формирования устойчивого интереса к урокам изобразительного искусства множество, я упомянула лишь некоторые из них. Каждый учитель может творчески относиться к процессу обучения, найти свои пути и методы преподавания.
Эмоциональная культура – главный определитель успеха общения.
Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше и меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Возникающий в результате дефицит эмоционально-ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, примитивности жизненных ориентаций . Все это устойчиво проявляет себя в отношении учащихся к искусству, учителю, сверстникам и, наконец, собственной личности.
Не рекламы и боевики на радио и телевидении должны оказывать воздействие на чувства учащихся, а встречи с прекрасным: картиной, словом, природой . Эти необычайные встречи должны заворожить детей. Работа с учащимися — процесс, который требует осторожности и деликатности. Число методов, облегчающих учащимся возможность выразить чувства с помощью рисования, бесконечно. Цель наших занятий независимо от используемых методов, приемов и технологий — помочь учащимся начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Содействие эмоционального развития и личностного роста учащихся –составная часть уроков изобразительного искусства. Возможности детского организма велики, и при правильном и адекватном воспитании и обучении проблемы, возникающие на разных этапах жизни ребенка, постепенно исчезнут. Это зависит от того, насколько мы, учителя, сможем понять особенности учащихся, создать условия, в которых воспитание и обучение будут максимально использовать потенциальные возможности учеников, корректировать нежелательные тенденции в их развитии, От того, как будет происходить формирование жизненных навыков учащихся, зависит, станет ли их последующая деятельность творческой, значимой для них. Только тогда они войдут во взрослую жизнь понимающими свой внутренний мир и мир другого человека, умеющими трудиться и получать радость, т.е. людьми счастливыми.