НАТАЛЬЯ

Каталог статей
Главная » Статьи » Методические разработки уроков

Урок ИЗО. Рисунок.

Приложение 3

 

РИСУНОК - ОСНОВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 Цель:

Познакомить учащихся с творческими задачами рисун­ка, его видами.

Задачи:

Рассказать о способах передачи  своего настроения  через рисунок.

Развивать навыки овладения техникой рисования; воспитывать мо­тивацию к учебной деятельности.

 Оборудование: образцы  рисунков « Мое настроение»,  памятка  -   Рисунок.  Классификация  рисунка.

 

Словарь: набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Х  о  д       у  р  о  к  а

I.     Организация класса.

 II. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и ото­бражения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо ху­дожникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто­рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

 III.  Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений о рисунке.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого — Микеланджело, который одновременно был и живо­писцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; ри­сунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, разви­тие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впе­чатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне закон­ченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэле­мент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живо­писи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре­мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления ху­дожественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художни­ком для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изо­бразительного искусства.

 Ознакомление с материалами и техникой работы с ри­сунками.

 Для рисования художники используют очень мно­гие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен­ный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат каран­даш при рисовании особым образом, не так, как при письме.  Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», ши­роко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только сереб­ряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловян­ный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо со­хранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само­стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они дава­ли очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали.       Штрихи серебряного карандаша по происшест­вии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались вели­кие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распростране­ния. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­рой половине XVI века в Англии. На смену металлическим каран­дашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положе­ние занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие каран­даши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой или тушеванием (растиранием).

Для тушевания применяют очень простой инструмент, назы­ваемый растушевкой. Растушевку можно изготовить самому - это туго свернутый рулончик из замши или рыхлой бумаги, заточен­ный с концов, очень напоминающий по виду толстый карандаш.

Посмотрите на плакате, что представляет из себя растушевка и удлинитель. При работе карандашом надо иметь хорошую, мягкую резинку. Но при применении резинки не следует злоупотреблять ею, то есть размазывать и втирать карандаш в бумагу.

Кроме графитных карандашей, художники пользуются еще так называемыми итальянскими карандашами. Они изготовлялись из особого итальянского сланца, который иногда называли черным мелом. В XVIII-XIX веках в русской Академии художеств рисунок итальянскими карандашами рассматривался как обязательный.

В XIX веке появился заменитель итальянского карандаша. Та­кие карандаши выпускают у нас под названием «ретушь» и другие, которые так же, как и итальянские, отличаются отсутствием блеска и более глубоким черным тоном. Эти карандаши также имеют не­сколько степеней твердости (до трех). Красящим веществом в них служит жженая кость или газовая сажа.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возмож­ности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набро­сок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря не­обычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху­дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

 Виды  рисунка.

Работа с памяткой  -   Рисунок.  Классификация  рисунка.                                                                                                                               

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назна­чение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и за­мыслов в процессе текущей работы художника.Набросок может исполняться с натуры, по памяти или вообра­жению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача за­ключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и вос­станавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполне­нию значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие худо­жественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для кото­рого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном ис­кусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разраба­тывают детали задуманного произведения
 III.  Практическая работа.

Задание.

Используя  предложенные образцы рисунков из серии « Мое настроение », вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем свои черты характера, настроение, поведение.

Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

 Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль -правильности выполнения приемов рисунка;

 3) Оказа­ние помощи учащимся, испытывающим затруднении;

 IV.      Итог урока.

1.  Выставка работ учащихся.

2.          Заключительное  слово учителя.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными каран­дашными линиями, штрихами,  которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.

  

Памятка

Рисунок. 

Классификация  рисунка.          

 

 Рисунок - разновидность художественной графики; искусст­во изображения линейных элементов (в противоположность коло­риту, краскам); изображение с помощью графических средств: кон­турной линии, штриха и пятна.

Классификация  рисунков по родам и видам:

-     по родам изобразительного искусства рисунок бывает: деко­ративный, миниатюрный, монументальный, станковый;

-по видам изобразительного искусства: графический рисунок.

Рисунок - нарисованное изображение предмета, сделанное
карандашом, углем, красками.

Классификация  рисунков:

-по изобразительной поверхности: наскальный, страничный;

-     по технике: акварельный, вышитый, гравированный, каран­дашный, перовой, угольный; линейный (контурный), штриховой; объемный, плоскостной, силуэтный;

-     по признакам цвета: монохромный, тоновой, черно-белый;
расцвеченный, яркий и др.;

-     по жанру: жанровый, пейзажный, портретный, сюжетный и др.;

-     по назначению: газетный, журнальный, книжный, учебный,
эскизный и др.;

-     по художественному направлению: академический, реалисти­ческий;

-     по количеству изображенных предметов: детальный, лако­ничный, обобщенный, подробный;

-по образности художественной речи: артистичный, жесткий, живой, мягкий, наивный, острый, полный жизни, прихотливый, ровный, смелый, сухой, эмоциональный, энергичный;

-    по оценке зрителей: выразительный, блестящий, замечатель­ный, изумительный, необычный, непримечательный,  поразитель­ный, прекрасный, талантливый, удачный, уникальный рисунок.

Категория: Методические разработки уроков | Добавил: natalij (30.07.2008) | Автор: Наталья
Просмотров: 19008 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.9/23 |
Всего комментариев: 4
4 arracratodype  
0
[color=color_url - Добрый день дорогие друзя. Увидел наш лучший сат http://natalij.ucoz.ru и подумал что здесь мне обяснят.
Прошу всех желающих присоедениться.
Нашол эту тему этот думаю правлильную, если не то прошу Модераторов перенести ее в категорию которую посчитаете нужной.
Я сильно смотреть фильмы. У кого быстрый интернет могут себе позволить http://kinozal.in - кинозал тв скачать[color=color_url - .
Или просто смотреть онлайн.
Ка на меня я болше люблю с женой смотреть http://kinozal.in/erotika - эротическое кино бесплатно[color=color_url - . Вообщем кому что лучще. Но проблемма в том что у меня слабый интернет.

Так вот пожалуйста помогите мне найти саты где возможно смотреть кино или скачать даже с медленным интернетом.
Урл пожалуйста отправляйте в личное сообщения, на емейл unsomimmusemm@gmail.com или icq 9448995

3 ЖОРИКАНАМЕНЕ  
0
ффффффуууууууууууффффффффффффлллллллллллллооооооооооооо

2 сергей  
0
отсой

1 anna  
0
спасибо! замечательная статья о рисунке -здорово изложено и по сути. спасибо! неплохо бы ссылку на автора сделать или я просто не нашла . это случайно не Б М Неменский?

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz