НАТАЛЬЯ

Каталог статей
Главная » Статьи » Внеклассные мероприятия по ИЗО

Урок-путешествие.

СКАЗОЧНО-БЫЛИННЫЙ ЖАНР.

« ВОЛШЕБНЫЙ   МИР  СКАЗКИ »

(Урок - путешествие)

Цель:

    Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в      живописи на примере   творчества В. Васнецова и  И.Я. Билибина.

       Задачи:

1.             Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и  интерес к искусству.

2.             Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

3.             Обучение технике работы  с гуашью.

          Оборудование и материалы:

1.           Подбор репродукций работ И.Я. Билибина по сказкам, а так­   же книг                     

          с его иллюстрациями.

2.           Автопортрет В. М. Васнецова.

3.           Подбор репродукций картин В.М. Васнецова.

4.           Книжная выставка с иллюстрациями  русских народных сказок «Удивительный мир сказок ».

5.            Художественные материалы.

Х    о    д          у   р   о   к    а

I.              Организация  класса.

II.                         Беседа об особенностях сказочно-былинного жанра.

-     Сегодня мы поговорим об особом жанре - жанре сказки и  былины.

Со сказками мы встречаемся еще в раннем детстве и на всю жизнь  запоминаем их героев. Это и народные сказки с их героями, и сказки великих сказочников-писателей.

-     Вспомните народные сказки и их героев.

-     Вспомните писателей-сказочников и героев их книг.

А теперь мы отправимся в Тридевятое царство в Тридесятое государство - туда, где живут эти герои.

А путешествовать мы будем не одни, а с художниками-сказочниками.

Вести нас по сказочным тропинкам будут те, кто сегодня  приготовили свои  со­общения. Они, как и в любой сказке, подготовили вам загадки и задания и, конечно же, расскажут об авторах сказочных картин.

Еще в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг. А книги эти с картинками, или как правильно сказать, с чем?

(С иллюстрациями.)

Именно такими, как нарисовал их художник, мы и будем себе представлять героев этих книг.

Давайте попутешествуем по книгам детства, многие из кото­рых проиллюстрировал великий русский художник И. Билибин.

(Учащиеся выступают с результатами своей творческой поисковой работы, демонстрируют книги и книжные иллюстрации).

 

III.    Краткое   сообщение   о   творче­стве   И. Билибина.

1 ученик :

                                                                   СКАЗОЧНЫЙ   МИР   БИЛИБИНА

Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин кончает юридический фа­культет Петербургского университета, но одновременно занима­ется в школе Общества поощрения художеств, а также как вольно­слушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств.

1898 году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской продюссора Ашбе.

Лето 1899 года Иван Билибин проводит в Тверской губер­нии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народ­ным творчеством.

В 1899 году Экспедиция Заготовления Государственных Бу­маг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Били­бина. В этой серии были «Василиса Прекрас­ная», «Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке», «Белая уточка», «Царевна-Лягушка» . Также бы­ли изданы с рисунками Билибина «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Песнь о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова и «Петр Первый» А. Н. Толстого.

Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Вопросы для беседы после прослушивания сообщений.

1.  К какому виду изобразительного искусства мы отнесем работы этого художника? Почему?

2.            Чем отличаются иллюстрации И.Я. Билибина от иллюстра­ций   таких   же сказок другими художниками?

 

По сказочной дорожке мы пришли с вами на древнюю дивную русскую землю.

А вот и жители этой земли. Кто они? Какие это сказки?

А теперь давайте узнаем,  кто увидел их такими.

IV.  Сообщение  о творчестве В. Васнецова.

                                     Гамаюн, птица вещая

(Картина В. Васнецова)

На гладях бесконечных вод,             Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поет,     Не в силах крыл поднять смятенных...

Вещает иго злых татар,        Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,      Злодеев силу, гибель правых...

Предвечным ужасом объят,     Прекрасный лик горит любовью,

Но вещей правдою звучат         Уста, запекшиеся кровью!..

А. Блок, 23 февраля 1899 г.

Гамаюн - по древнерусским поверьям,  сказочная  птица- вещунья с человеческим лицом.             Трус - землетрясение.

2 ученик :

ВАСНЕЦОВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ

Васнецов Виктор Михайлович  родился 15 мая 1848, село Лопьял, ныне в Кировской области, российский художник.

Выходец  из  семьи   сельского   священника,   первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-1867), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в   1867-1868 гг, учился под руководством И. Н. Крамского. В 3868-1875 гг. совер­шенствует   мастерство   в   петербургской   Академии   художеств, 1878 г. - член Товарищества передвижных художественных вы­ставок.

Среди его популярных полотен стали   картины  «После  побоища Игоря  Святославича  с  половцами» (1880 )  (по  мотивам  «Слова  о  полку  Игореве»),   «Аленушка» (1881 г), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность   получила   картина   «Три   богатыря»   (1881-1998) с фигурами конных витязей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича Алеши Поповича - охраняющих границы отечества. Все четыре картины - в Третьяковской галерее.

В 1953 году московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988 г. в Кирове (б. Вятка). Умер 23 июля 1926, Москва.

Вопросы для беседы после прослушивания сообщений:

1.           Чем различаются картины И.Я. Билибина и В.М. Васнецова?

2.           Кто основные герои картин В.М. Васнецова? (люди или сказочные герои)?

3.           Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?

   V.  Получение   творческого   задания.  Выполнение  работы.

-     А дорожка в сказочной стране никогда не кончается и снова она ведет нас к новому городу.

Но в этом сказочном городе живут герои, которых вы сами нарисуете. Они такие, какими вы их видите.

В выполнении  работы вам помогут  представленные перед вами иллюстрации.

Можете рисовать любимых сказочных героев, героев новых сказок...

Целевые обходы  учителя во время выполнения работы.

1.          Контроль организации рабочего места.

2.          Контроль правильности выполнения  работы.

3.          Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4.          Контроль объема и качества выполненных рисунков.

VI. Подведение итогов и анализ творческих работ.

В конце урока проводится экспресс-выставка

«Что за пре­лесть эти сказки».

Работы вывешиваются на доску.

-     А теперь давайте угадаем, кто есть кто?

Авторы рисунков нам помогут. 

II. Заключительное слово учителя.

Какого бы успеха ни достиг человек в развитии науки, тех­ники, как бы он ни покорял природу, космос и многое другое, он никогда не забудет мир сказки. Ведь только там царит настоящее счастье,  красота, доброта и справедливость.

А этого человеку всегда не хватает в жизни.

Категория: Внеклассные мероприятия по ИЗО | Добавил: natalij (31.07.2008) | Автор: Наталья
Просмотров: 12136 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.8/16 |
Всего комментариев: 3
3 Танюша  
0
спасибо, этот сайт мне очень помог:-]

2 Daria  
0
Спасибо :-)

1 оля  
0
спасибо за помощь! и от моих ребят тоже.

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz