Живопись второй половины XIX века1
Живопись второй половины XIX века демонстрирует интерес к исторической теме. Отличительной ее особенностью является обращение к национальной тематике, тесное сближение с жанровой живописью. (Например, К. Флавинский «Княжна Тараканова» (1864), Н. Неврев «Незабытое прошлое» (1866).)
Особенностью живописи является и тесная сращенность картин с литературным сюжетом. (Например, картина «Посол от князя "Курбского» В. Шварца перекликается со стихотворением А.К. Толстого «Василий Шибанов», «Бегство Дмитрия Самозванца» Г. Мясоедова — со сценой из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина.)
Художников интересует тема религиозно -философская: на картине Н. Ге «Тайная вечеря» (1863) евангельский сюжет получил толкование как реальная, жизненная драма.
Тема народного горя (некрасовская тема) раскрылась в работах: П. Соколов «У кабака» (1865), В. Перов «Последний кабак у заставы» (1863), «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (1866), В. Пукирев «Неравный брак» (1862) (о картине В. Стасов сказал: «Одна из самых трагичных картин русской школы»), И.Е. Репин «Бурлаки на Волге», К. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге» (1874).
Если в живописи первой половины XIX века (например, в картине А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», 1820-е годы) обнаруживается ощущение светлого, радостного восприятия мира природы, труда и человека и не ставится задачи раскрытия противоречий общественного положения русских крестьян, то живопись второй половины демонстрирует эти противоречия очень ярко.
Обратимся к картине И.В. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866). В ней художник изобразил сцену, очень типичную для крепостного мира. Торгуются помещики. Предмет торговли — молодая подневольная крестьянка. Бесчеловечность этой ситуации внешне никак не подчеркивается художником. Хозяин в теплом домашнем халате спокойно курит трубку, характерным жестом показывая, что ему предлагают мало денег. Покупатель правой рукой протягивает ему монеты, а левой придерживает за плечо девушку Но то, как бесстрастно происходит эта сцена, как обычна обстановка комнаты и невозмутим спящий на столе кот, усугубляет скрытый трагизм происходящего.
По сути та же ситуация изображена на картине В. Пукирева «Неравный брак» (1862). В обрисовке характеров и индивидуальных особенностей персонажей живописца интересует своеобразие социального типа. Наглядно противопоставляя богатство и бедность, старость и молодость, бездушный цинизм и беззащитность, художник демонстрирует, как контрастны моральные понятия и этих людей, и общества, стоящего за ними. Аморальность власть имущих, растлевающая сила денег, лицемерие церкви, скрепляющей своим авторитетом заведомо насильственный союз, бесправие женщины, прямое насилие над ее чувствами проходят перед зрителем. Трагизм и безнравственность этого брака заложены уже в самом несоответствии ни по положению, ни по возрасту, ни по испытываемым чувствам двух совершенно чуждых друг другу людей.
Наибольшей реалистической выразительности достиг пейзаж в работах Ф. Васильева, И. Шишкина, А. Саврасова. Последнего называют родоначальником русского национального пейзажа. Лучшее его произведение — «Грачи прилетели» (1871). Приметы весеннего пробуждения земли, отображенные художником, воспринимались современниками как предвестие близких перемен.
К началу 70-х годов наметился общественный подъем, связанный с деятельностью революционных народников — второго поколения революционеров-демократов, осуществивших попытку поднять крестьян на революцию «хождением в народ». Однако завершилось это движение трагически — 1 марта 1881 года народовольцы после нескольких покушений убили Александра II, и в стране наступила реакция.
(В процессе сообщения ученик показывает репродукции называемых картин, используя альбомы живописи Государственной Третьяковской галереи.)
|