НАТАЛЬЯ

Каталог статей
Главная » Статьи » Дополнительный материал к урокам

Жостовская роспись.

Жостово

В начале XIX в. неподалеку от Федоскина в деревне Жостово появились черные лаковые подносы с цветочной росписью. Возникновение жостовского расписного подноса связывается фамилией купцов Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухар­ниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.». Первые вишняковские подносы производились из папье-маше по примеру лукутинских изделий. Такие подносы быто­вали и в Западной Европе.

Наряду с подносами из папье-маше Вишняковы и владельцы других мастерских в Жостове и окрестных селах и дерев­нях выпускали и железные лакированные подносы, которые появились на рынке не ранее середины XIX в., встретившись здесь с подносами Урала.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Изготовление подносов

Полуфабрикат. Листы железа разрезаются, кроятся на заготовки нужного размера роликовыми ножницами. В заго­товке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе мощностью до 200 тонн при помощи комби­нированного штампа и прессформ.

Уникальные подносы создаются вручную специалистами-кузнецами по давней кустарной традиции: ручными ножницами выкраивается поднос, на наковальне выбивается, вытя­гивается его форма.

Затем происходит бортовка подноса, т. е. закатка его краев с закладкой в них для прочности проволоки, после чего кузнец выравнивает поднос на наковальне молотком.

В Жостове производились подносы самых разнообразных форм: прямоугольные так называемые сибирские по аналогии с уральскими подносами, овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические с краями, имеющими стреловидные очертания, и др.

Подготовка под роспись. Жостовская традиция подготовки подноса под роспись предусматривала следующие операции. Прежде всего мастер-грунтовщик обмазывал поднос с двух сторон замазкой (мел с олифой). Просушив поднос в сушиль­ном шкафу, он шлифовал поверхность наждачной шкуркой и вновь наносил слой той же замазки.

Затем поднос покрывали черным грунтом, составленным из глины — каолина (37%), сажи голландской (6% ), раститель­ного масла (46%) и керосина (11%). Грунтовали поднос с внешней и внутренней стороны в два слоя тампоном из ветоши с просушкой и шлифовкой каждого слоя. В настоящее время традиционный грунт в Жостове заменен коричневым грунтом фабричного производства, наносимым на поверхность подносов посредством пульверизатора.

Загрунтованный поднос шпаклевали шпатлевкой, состав­ленной из глины-каолина (52%), голландской сажи (8% ), льня­ного масла (32% ) и керосина (8% ). После просушки шпатлевку шлифовали куском пемзы (пичуры) вручную, поскольку чрезвычайно трудно воспроизвести механическим способом сложную систему движения рук женщин-шлифовальщиц, как бы ощупывающих поверхность подноса во время работы и регулирующих степень нажима руки на отдельные ее участки, чтобы не пробить грунт до металла.

Далее поднос покрывался слоем черной краски, специаль­но  составленной из  сажи голландской  (23% ),  масла растительного (19%) и скипидара (58%).

Лишь после этого наступала очередь черного масляного лака (№ 12), наносимого на поднос в два-три слоя большой мягкой кистью.

После легкой прочистки лакированной поверхности поднос поступает в руки живописца.

Техника жостовской цветочной росписи

В основе жостовской росписи лежит сочный, свободный мазок кисти. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Он пишет по воображению, а точнее, по хорошо усвоенным правилам, отточенным в долгой  практике  многих  поколений  местных  художников.

Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоническом единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли. Цветы в букете, где обычно главным является изображение розы, мака, шиповника, георгина, астры, тюльпана, а их дополняют колокольчик садовый, ромашка полевая, садовый и полевой васи­лек, сохраняют живой трепет лепестков и вместе с тем имеют обобщенный, типизированный характер. Писали в Жостово и «ландшафты».

Жостовские мастера пишут масляными тюбиковыми или баночными красками, обильно разбавленными льняным маслом и скипидаром. В руках живописца набор мягких беличьих кистей различных размеров, специально подобранных по длине волоса, способных вбирать в себя большое количество краски, что необходимо для наложения упругого, долгого мазка. Краски разводятся и смешиваются на мраморной плите-палитре — при помощи шпателя или мастихина.

Жостовская роспись выполняется в две стадии — в два присеста. Первая стадия письма называется замалевкой (подмалевок), вторая — выправкой.

Замалевка. В замалевке мастер широкой кистью набрасы­вает силуэт букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подно­сах. Скорописная манера письма позволяет жостовским ма­стерам расписывать по 5, 6 и более подносов в день. Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подстав­ляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом нужно следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмическим располо­жением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи формы и фона подноса.

Замалевок сушится в течение 3—4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.

Выправка. Выправка состоит из серии следующих одна за другой операций: тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, посадка семенцов и привязка.

Тенежка — сильными, сочными мазками широкой плоской кистью наносятся лессировочные краски: синяя (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и кРасная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.

Прокладка — яркими, плотными красками художник вы­являет (прокладывает) объемы цветов и листьев.

Бликовка дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев; чертежка завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В ча­шечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов. Завершает роспись привяз­ка — узор травка, написанный зеленой или коричневой крас­кой в просветах между цветами и листьями.

Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, крас­ных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.

Окраска фона. Наряду с традиционным черным фоном в Жостове создаются и красные, синие, зеленые. Они делаются так: рабочую поверхность подноса покрывают тонким слоем светлого лака с последующим припорошением недосушенной пленки алюминиевым или бронзовым порошком. После про­сушки металлизированный фон окрашивается лессировочными красками нужного цвета, в результате чего получается интен­сивный и в то же время мерцающий, сквозной колер фона.

Цветной колер, естественно, диктует особый колористиче­ский строй росписи. На цветном фоне по-иному выступают и некоторые технические приемы письма: тенежка не столь ши­рокая и небрежная, как в росписи по черному фону, бликовка не столь активная, потому что цветной фон несколько смяг­чает контрасты тона от самого темного до самого светлого.

Письмо по поталям. Наряду с многослойной росписью в Жостове применяется и так называемое письмо по поталям. В этом случае подмалевок создается подбеленным масляным лаком. На слегка подсушенную лаковую роспись налепляют­ся листики потали либо подсыпаются алюминиевый или брон­зовый порошки. Блестящий силуэт букета затем покрывается лессировочными красками (синей, красной, зеленой) и разра­батывается в деталях коричневой краской. Такая роспись носит более условный характер, чем роспись живописная.

Орнамент. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом преимущественно в елочку. Орнамент испол­няется беличьей кистью светлым лаком с последующей при­сыпкой его бронзовым порошком.

Отделка. Роспись закончена — поднос покрывается тремя слоями светлого масляного лака (4С) с просушкой и прочист­кой слоев шлифовальной пастой или порошком пемзы при помощи грубошерстного сукна, смоченного скипидаром.

Полировка подноса производится специальной полировоч­ной пастой, нанесенной на мягкое сукно. Наводка зеркального блеска создается ладонями рук с применением тончайшего порошка мела и вазелина.

 

Категория: Дополнительный материал к урокам | Добавил: natalij (31.07.2008) | Автор: Наталья
Просмотров: 7842 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.7/10 |
Всего комментариев: 1
1 Надежда  
0
Может автор статьи и знаком с Жостовской росписью, но весьма поверхостно. Зачем писать о том что плохо знаешь?

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz