ЛЕПКА И РОСПИСЬ
СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ
( 2 часа )
Цель:
Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи.
Задачи:
1. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и ее истории.
2. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
3. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Оборудование и материалы:
1. Памятка. Фрагменты геометрического орнамента при выполнении росписи Дымковской игрушки
2.Таблицы-иллюстрации с изображением Дымковской игрушки.
3.Музыкальный ряд: русские народные песни.
4.Художественные материалы ( пластилин, клей ПВА, гуашь, набор кистей для росписи, кисть для клея, клеенка, салфетка, клеенка, баночка для воды.)
Х о д у р о к а
I. Организация класса
II. Беседа об истории Дымковской игрушки.
Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки.
- Вспомните, какие? Из чего они сделаны? Где? Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи - один от другого не отличишь.
А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.
В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы ... Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите!
(Демонстрация игрушек.)
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
ДЫМКОВО
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что – то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично,
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах.
Синейте охра с суриком
По всей земле в домах.
В. Фафанов
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька...
Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки...
Но мы-то, ребята, уже знаем их глубокий символический смысл?!
Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.
Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.
III. Беседа о приемах работы с пластилином.
Игрушки, о которых мы говорим делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.
Для производства Дымковской и Каргопольской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке).
В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими. Это особенно заметно при лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи.
Но у нас с вами, ребята, в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. А вот форму выбранной игрушки мы постараемся сохранить.
Методы лепки:
1. Вытяжка. Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела - шею, руки, ноги - до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, украшают игрушку накладными деталями. Посмотрите на схемы-таблицы. Например, так лепят куклу-барышню.
2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей об работке.
( Вы можете выбрать и комбинированный метод, то есть соединить 1 и 2 способы).
IV. Постановка художественной задачи.
Ребята вылепливают модель своей игрушки по эскизу, затем «выбеливают» для последующей росписи.
(Хорошо использовать белую гуашь или клеевую побелку).
V. Выполнение задания.
Ребята! Сейчас мы будем расписывать свои игрушки.
Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для Дымковской игрушки.
( см. памятку Фрагменты геометрического орнамента при выполнении росписи Дымковской игрушки.)
Не забудьте и о цветовой гамме.
Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки? Какие?
- Хорошо. Сейчас вы можете приступить к работе.
Целевые обходы учителя во время выполнения практической работы.
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов росписи.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
VI. Подведение итогов.
В конце урока выставка детских работ « Эти забавные фигурки ».
|